Ad blocker detected: Our website is made possible by displaying online advertisements to our visitors. Please consider supporting us by disabling your ad blocker on our website.
Компания Toshiba анонсировала шагающего робота для работы в условиях высокого радиоактивного загрязнения
По мнению разработчиков Toshiba, нынешние роботы несовершенны. У гусеничных приличная проходимость, а колёсные обладают высокой скоростью и экономичностью. Но гусеничные при этом прожорливы, а колёсные слишком малопроходимы. Да и гусеничные в целом ряде случаев не могут эффективно передвигаться по руинам: при большой высоте обломков они окажутся в положении танка, окружённого надолбами. Шагающая система нового робота электрическая — в противовес гидравлическим BigDog и его потомку LS3.
Электрические системы серьёзно удешевляют, упрощают и делают менее тяжеловесным всего робота. Кроме того, «ноги» впервые оснащены чувствительными оконцовками из мягкого эластичного материала, который как бы пробует на ощупь степень несущей способности поверхности, на которую ставится нога. В условиях шатающихся ступеней и полов такая черта не будет бесполезной.
Необычна компоновка ног: они выгнуты сочленениями навстречу друг другу.
Характеристики робота:
Вес: 65 кг Габариты (Д х Ш х В): 624 мм x 587 мм x 1066 мм Время автономной работы: 2 часа Грузоподъемность: 20 кг Скорость передвижения: 1 км/ч
В качестве опции у робота разрабатывается «рука», способная не только проводить самостоятельные манипуляции с выносным дозиметром и другими приборами, но и «нести», а затем и «выпускать» меньшего размера разведывательного робота, который легко проникнет в узкие каналы и воздуховоды.
Транспортируемый малогабаритный колёсный робот-разведчик, может складываться в плоскую компактную форму, чтобы проникать в небольшие щели.
Новые роботы, дроны, способные атаковать без приказа человека, в настоящее время разрабатываются рядом стран мира, в том числе Россией.
Разработки также ведутся в США, Китае, Германии, Израиле, Южной Корее, России и Великобритании. Об этом говорится в докладе «Потеря человечности», опубликованном правозащитной организацией Human Rights Watch. Эксперты предсказывают, что полная автономия оружия может быть достигнута в ближайшие 20-30 лет или даже раньше. Также в докладе предупреждается о том, что полностью автономное оружие не будет иметь человеческие качества, которые позволили бы проверять, является ли его нынешняя цель для убийства гражданским лицом или военным врагом, пишет The Guardian.
Использование автономных дронов - "роботов-убийц", которые могут использовать огнестрельное оружие без контроля человека - должно быть запрещено международным договором, считают активисты по защите прав человека. Безусловна, новые работы сделают ведение войны гораздо более лёгким и могут спасти множество жизней, но они представляют опасность для гражданского населения.
«Это слишком много - давать машине право решать, кто будет жить или умирать на поле боя,- считает Стив Гуз (Steve Goose), глава военного подразделения Human Rights Watch. – Человек, управляющий роботом во время войны имеет важное значение для минимизации жертв среди гражданского населения и раненых». Также непонятно, кто должен нести ответственность за действия, которые совершает подобный робот. «Мы должны принять меры сейчас, пока роботы-убийцы не стали печальной реальностью»,- заметил Гуз.
ООН расследует факты применения беспилотников в качестве смертельного оружия
Комиссия ООН приступила к расследованию практики применения беспилотных летательных аппаратов в качестве оружия в войне США против "Аль-Каэды". Расследование начато после официального обращения в ООН трех стран. По информации агентства Associated Press, одной из этих стран является Пакистан, который рассматривает удары американских беспилотников как посягательство на свой суверенитет.
Две другие страны источник AP в комиссии ООН не назвал, есть информация лишь о том, что этими странами являются постоянные члены Совета безопасности ООН. Учитывая антиамериканский характер расследования, этими странами могут быть только Россия и Китай, так как Франция и Великобритания являются союзниками США.
"Экспоненциальный рост применения беспилотных технологий как в военной, так и в гражданской сфере представляет собой реальный вызов общепринятым нормам международного права, - считает Бен Эммерсон, британский юрист, эксперт ООН по вопросам прав человека и борьбы с терроризмом. - Необходимо разработать международные правовые механизмы, которые обеспечат проведение независимого и эффективного расследования по каждому факту гибели гражданских лиц в результате атаки беспилотников".
Подробный доклад Бен Эммерсон представит Генеральной ассамблее ООН до конца года. В то же время, официальный представитель США при ООН на условиях анонимности заявил: "Правительство США публично признает проведение ударов при помощи беспилотников по целям, связанным с "Аль-Каэдой". Эти атаки полностью соответствуют закону".
По информации издания Long War Journal, отслеживающего статистику применения беспилотных летательных аппаратов, американские летающие роботы атаковали цели на территории Пакистана 35 раз в 2008 г., 117 - в 2010 г., 64 - в 2011 г. и 46 - в прошлом году. Большая часть подобных операций проводится ЦРУ в рамках программы по предотвращению потенциальных терактов в отношении граждан США.
Результатом расследования может стать запрет Генеральной ассамблеи ООН на применение ударных беспилотных технических средств. Впрочем, такое решение будет принято только в случае, если США не наложат вето, правом на которое обладают все постоянные члены Совета безопасности ООН.
В докладе ООН по правам человека 2010 г. независимый эксперт по вопросам внесудебных убийств Филип Остин сообщил о достоверно подтвержденных случаях применения беспилотников для уничтожения предполагаемых террористов спецслужбами США, Израиля и России. Соответствующей техникой располагают также Китай и Иран.
Крошечный беспилотник PD-100 PRS Black Hornet, созданный норвежской компанией Prox Dynamics, предназначен для оперативного видеонаблюдения и разведки как внутри помещений, так и на открытом воздухе. С его помощью можно заглянуть за угол или за подозрительный куст, заранее присмотреть укрытия и пути продвижения на незнакомом поле боя. Аппарат весит 15 граммов и имеет диаметр ротора всего 120 миллиметров, но его характеристики и функционал совершенно не соответствуют игрушечным размерам.
Black Hornet снабжён поворотной видеокамерой, картинка с которой передаётся на расстояние до километра при условии прямой видимости. Вертолёт способен работать при скоростях ветра до 10 узлов (около 5 м/сек), а его собственная максимальная скорость — 10 м/сек. На одном заряде батарей он может летать до 30 минут. Но, пожалуй, больше всего впечатляет его «мозг», а не «мускулы».
Кроме акселерометров и гироскопов, PD-100 оснащён датчиками давления воздуха, которые помогают ему автоматически противостоять сносу ветром. Автопилот берёт на себя практически всю работу по пилотированию — можно не только зависнуть на одном месте, сосредоточившись на картинке с камеры, но и задать маршрут облёта территории. Вертолёт ориентируется в пространстве с помощью GPS.
В комплект поставки, кроме собственно вертолёта, входит пульт управления размером с небольшой планшет, зарядная станция и защитный футляр. Вес полного комплекта — около 1 кг. Первые устройства уже используются в Афганистане. Британское министерство обороны в ближайшее время закупит первую партию в 160 PD-100. Хотя на сайте компании перечислены и гражданские варианты применения PD-100, цена одного комплекта пока не объявляется.
Разведывательные беспилотные аппараты, летающие над контролируемой местностью на небольших высотах в скором времени станут устаревшим понятием. Это станет возможным благодаря созданию беспилотника-шпиона нового поколения, который, летая на высоте около шести километров, охватит своим "взглядом" площадь около 80 квадратных километров, передавая на землю поток видеоданных с настолько высоким разрешением, что на нем можно будет увидеть перемещения отдельно взятых людей.
Эта разведывательная система получила название ARGUS, которое является именем мифологического всевидящего греческого божества, имевшего 100 глаз. Это название подходит системе как нельзя лучше из-за того, что основной датчик камеры состоит из нескольких сотен недорогих датчиков, применяемых в камерах цифровых фотоаппаратов и мобильных телефонов.
Ииэннис Антониэдес (Yiannis Antoniades), представитель европейской компании BAE Systems, которая занимается разработкой системы ARGUS по заказу Управления перспективных исследовательских программ Пентагона DARPA, сообщил, что использование множества стандартных датчиков более практично и более дешево, нежели изготовление на заказ одного большого датчика, разрешающая способность которого равна сумме разрешающей способности всех малых датчиков.
В настоящее время камера системы ARGUS содержит 368 5-мегапиксельных датчиков, дающих суммарную разрешающую способность в 1.8 гигапиксела. Но в отличие от других гигапиксельных систем, которые способны только делать статические снимки, система ARGUS может производить видеопоток с высокой разрешающей способностью. Это означает, что с дистанции шести километров "взгляд" камеры ARGUS охватит круглую область, диаметром почти 10 километров, позволяя отследить одновременно в режиме реального времени передвижения каждого транспортного средства и отдельно взятого человека. Объем данных, вырабатываемый системой ARGUS, естественно, огромен и составляет около 6 петабайт в сутки.
По завершению предварительных испытаний система ARGUS должна будет пройти программу полевых испытаний в одной из "горячих" точек на земном шаре, скорее всего в Афганистане. Камера системы ARGUS будет установлена на борту нового беспилотного летательного аппарата Колибри (Hummingbird), проект которого пока держится в секрете.
Крошечный беспилотник PD-100 PRS Black Hornet - если вспомнить фантастическую сагу 90-х годов Lexx, то там в одном из первых фильмов была аналогичная радиоуправляемая стрекоза, благодаря которой заключённые совершили побег из тюремного модуля
а вообще, сегодняшняя реальность всё больше подбирается к сценарию книги Беркем Аль Атоми "Мародёр" - там на вооружении пендосской армии захватчиков тоже были и беспилотники, и интеллектуальные минные поля и другие хай-тек игрушки
После первого, не очень удачного испытательного полета беспилотного летательного аппарата Phantom Eye, который состоялся в июне прошлого года, специалисты компании Boeing произвели ряд модернизаций некоторых узлов беспилотника и программного обеспечения его системы управления. В настоящее время БПЛА Phantom Eye, использующим в качестве топлива водород, готовится к проведению второго испытательного полета, в ходе которого он поднимется на максимально возможную высоту. В рамках этой подготовки на авиационной базе ВВС США имени Эдвардса в Калифорнии проведены и завершены испытания специальной системы запуска Phantom Eye, с помощью которой беспилотник будет взлетать с взлетно-посадочной полосы.
Во время первого испытательного полета беспилотник Phantom Eye поднялся на высоту 1244 метра, развив при этом скорость 62 узла (115 километров в час). Однако, во время приземления посадочное устройство Phantom Eye не сработало должным образом, что привело к нефатальной катастрофе и поломке некоторых элементов конструкции аппарата. Специалисты компании Boeing провели восстановление конструкции летательного аппарата и произвели ряд модификаций, улучшивших надежность посадочной системы, а помимо этого, были улучшены системы автономного полета и системы смазки двигателей беспилотника, что увеличило эффективность использования водородного топлива.
Испытания системы запуска, которая представляет собой подвижное шасси на колесах, состоялись 6 февраля этого года. Во время этих испытаний платформа с установленным на ней полногабаритным макетом БЛА Phantom Eye была разогнана до скорости 40 узлов (74 километра в час), чего вполне достаточно для безопасного запуска беспилотника в самостоятельный полет. Напомним, что размах крыльев беспилотника Phantom Eye составляет 46 метров, его конструкция рассчитана на то, что аппарат сможет подниматься на высоту 20 километров, неся в своем грузовом отсеке чуть более 200 килограмм полезного груза. Запаса водородного топлива в баках Phantom Eye должно хватать на четверо суток постоянного нахождения в воздухе.
Разработаны роботизированные захваты, которые позволяют квадролётам быстро захватывать предметы, так, как это делают, скажем, орлы.
Инженеры присоединили распечатанные на 3D-принтере когти к десятисантиметровой робоноге. Так же, как и орлы, после захвата предмета квадролёт откидывает свои ноги назад, чтобы не замедлять скорость движения.
Робот CHIMP разрабатывается в рамках состязания за приз агентства DARPA. Робот должен залезать в опасные для человека места, например — в ядерный реактор или дома после землетрясения. Также он должен быть способен выполнять то, что может сделать человек: скажем, открывать двери поворотом ручки.
У CHIMP есть руки, которые могут хватать объекты. Большую часть времени робот передвигается на гусеницах, которые придают ему мобильность. Специальное ПО позволяет ему избегать столкновений, удерживать баланс и избегать потенциально опасных ситуаций. Им можно управлять удалённо. Оператор использует большой монитор, клавиатуру и мышь. Впрочем, в зависимости от целей, оператор может занимать как более активную, так и более пассивную роль.
Исследователи из Массачусетского технологического института представили свой вариант робота-гепарда, реализованного несколько удачней и реалистичней, чем это получилось у ближайших конкурентов.
Создавая своего робота-гепарда, исследователи из Робототехнической лаборатории (Biomimetics Robotics Lab) старались как можно точнее воспроизвести строение опорно-двигательного аппарата настоящего гепарда. Им для этого пришлось разработать малогабаритные двигатели, обеспечивающие высокое значение вращающего момента, которые приводят в движение бионические бедренные и плечевые суставы робота, систему тяг и противовесов, играющих роль пластичных искусственных связок.
Помимо этого исследователи тщательно воспроизвели некоторые даже мелкие особенности скелетно-мышечной архитектуры реального животного, такие как вращение стоп перед постановкой их на поверхность во время движения и в результате своих стараний исследователи получили робота, который идет и бежит намного реалистичней, нежели механическое "топтание", демонстрируемое известными роботами AlphaDog и BigDog.
Новая конструкция робота-гепарда демонстрирует самую высокую эффективность использования энергии. Пока еще робот может двигаться со скоростью всего 8 километров в час, чего явно недостаточно не только для того чтобы догнать живого гепарда, способного разгоняться до 120 километров в час, но и для того, чтобы угнаться за ближайшим своим конкурентом, роботом-гепардом компании Boston Dynamics, способным бегать со скоростью около 46 километров в час. Но с точки зрения плавности и "правильности" движения робот-гепард Массачусетского технологического института стоит ближе всего к своему живому прототипу.
Оборонное научное агентство DARPA объявило об успешном испытании двух беспилотных подводных аппаратов, предназначенных для обнаружения подводных лодок. Новая система DASH будет автоматической и комбинированной: распределенные сенсоры обнаружат подлодку и отправят к ним беспилотный аппарат.
Одним из основных компонентов системы DASH будет сеть глубоководных автономных гидролокаторов под названием TRAPS. Пассивные гидролокаторы TRAPS будут размещены в определенных местах на дне океана и смогут связываться с узлами сети на поверхности с помощью беспроводного акустического модема, посылающего звуковые сигналы, похожие на "стук" сонара, который можно услышать в фильмах про подлодки Второй мировой. Таким образом, сформируется сеть, состоящая из пассивных датчиков, способных выявить звук подлодки и передать ее координаты центру управления. Сеть датчиков TRAPS сделает бесполезными различные "обманки" и постановщики помех, к тому же, ее будет трудно уничтожить всю сразу.
Специалисты DARPA готовят подводного робота SHARK к погружению
В DARPA не скрывают, что сеть TRAPS – это настоящая техническая авантюра. Например, пока трудно сказать, смогут ли автономные гидролокаторы проработать на морском дне достаточно долго, как надежно будет работать связь, не взломают ли сеть вражеские хакеры и т.д. Тем не менее, преимущества, которые дает такая сеть, оправдывают все риски.
Вторая компонента системы DASH - это глубоководный робот SHARK, похожий на большую желтую торпеду. Он оснащен активным гидролокатором и предназначен для установления точного местонахождения подлодки противника, даже если она затаилась на дне и заглушила реактор. Первоначально SHARK планируется запускать с существующих подводных лодок и надводных кораблей, но в будущем такие аппараты будут полностью автономными и смогут дозаправляться самостоятельно.
Подробностей об устройстве, дальности хода и прочих характеристиках SHARK представители DARPA не озвучивают. Однако судя по размеру робота даже на существующих технологиях электрохода он может пройти под водой не менее 40-50 км. Очевидно, что этого хватит только для работы вблизи узких проливов и на ограниченных участках мирового океана, так что для серийных SHARK потребуются новые источники энергии.
В последнее время Пентагон уделяет особое внимание борьбе с подводными лодками. Уже запущен ряд проектов по использованию беспилотной техники для обнаружения подлодок, а теперь прорабатывается вариант создания автономной распределенной сети, которая не должна позволить субмаринам беспрепятственно пересекать незримые подводные рубежи.
Российским военным потребовались разнообразные роботы
С приходом бывшего министра чрезвычайных ситуаций Сергея Шойгу в Министерство обороны России военные стали чаще грезить о будущем, в котором основная роль отводится роботизированным системам различных классов. Речь идет не о банальных беспилотных летательных аппаратах или подводных роботах, а об автономных наземных боевых машинах и системах десантирования. Активный интерес к неодушевленным помощникам солдата пока проявляют Воздушно-десантные войска, планирующие привлечь к своим амбициозным проектам Тульское конструкторское бюро приборостроения и Московский авиационный институт.
О том, что робототехника в российских войсках должна использоваться как можно чаще, еще в декабре 2012 года заявил министр обороны России Сергей Шойгу, прежде возглавлявший Министерство чрезвычайных ситуаций и Московскую область. 14 декабря 2012 года Шойгу и новый глава МЧС Владимир Пучков посетили 294-й центр по проведению операций особого риска «Лидер», где осмотрели некоторые образцы роботизированных систем, используемых российскими спасателями: противопожарные комплексы «Ель-4» и «Ель-10», дистанционные мобильные комплексы пожаротушений LUF-60 и роботы-саперы. Начальник Генштаба Вооруженных сил Валерий Герасимов предложил тогда использовать подобные системы в Чечне.
Вскоре после экскурсии российские военные заговорили о необходимости применения роботов в войсках для решения различных задач. С ними активно соглашались гражданские. Так, начальник Научно-исследовательского центра профилактики пожаров Ирек Хасанов объявил, что техника, подобная той, что стоит на вооружении МЧС, будет очень полезна Вооруженным силам. «Представляете склад, где возможны взрывы снарядов, сколько горело у нас. Там людям подъехать невозможно. Именно такого плана техника будет очень полезна и необходима. Как любая специальная техника, она не самая дешевая», ─ заявил Хасанов. Робот-сапер на базе шасси MV-4 в ноябре 2012 года обошелся МЧС в 87,4 миллиона рублей.
Командующие различных видов войск рассказывали о запланированных переменах. Так, Сухопутные войска намерены начать повсеместное использование разведывательных беспилотных летательных аппаратов, а ВМФ ─ автономных необитаемых подводных аппаратов. Наиболее прорывные идеи, достойные финансирования на американском уровне, высказал командующий ВДВ Владимир Шаманов. Он не ограничился широким распространением беспилотников среди военнослужащих, а предложил разработать новые роботизированные десантируемые системы и даже автономные наземные боевые машины, вероятно, с возможностью полета. Само Министерство обороны России заказало робота для эвакуации раненых.
Любопытно, что многие подобные идеи высказывались в военном ведомстве и до смены руководства, но звучали они как-то вяло: то ли денег на разработки не хватало, то ли Анатолий Сердюков, покинувший пост министра обороны России в ноябре 2012 года, не поддерживал новый тренд. С приходом в ведомство Шойгу о беспилотниках и роботах заговорили с новой силой и даже начали предпринимать конкретные шаги.
В августе прошлого года Шаманов объявил, что ВДВ совместно с Тульским конструкторским бюро приборостроения намерены создать многофункциональный комплекс с дистанционно управляемым модулем на базе БМД-4М. Машина должна стать автономной и управляться оператором на расстоянии. Реализовать идею относительно несложно, тем более что Тульское КБП уже выпускает роботизированные боевые модули для БМД-4М (ВДВ должны получить десять таких машин ─ пять до конца 2013 года и еще пять в первом квартале 2014-го). Фактически остается реализовать для уже существующей машины систему дистанционного управления и всеракурсного обзора ─ и дело, можно сказать, в шляпе.
«К сожалению, пока Тула нас в этом вопросе не поддержала», ─ рассказал Шаманов в апрельском интервью РИА Новости. При этом он заявил, что у него есть особое видение перспективной боевой машины десанта, и Шаманов намерен обсудить это с ученым советом Московского авиационного института в конце апреля 2013 года. Машина следующего поколения, по словам командующего ВДВ, будет «чем-то средним между легким бронеобъектом и средним вертолетом». Она сможет совершать перелеты на расстояние до 50-100 километров, а благодаря складным крыльям будет умещаться в транспортные самолеты Ан-124 и Ил-76.
«Поговорим с ректором МАИ о создании рабочей группы, которая сформулирует техническое задание, определимся с финансовыми затратами и сроками реализации задумки», ─ пообещал Шаманов. Похожий проект в 2010 году американским военным предлагала компания AVX Aircraft. Он получил название Transformer TX. В США речи о роботизированной системе не шло. Новая машина должна была стать летающим внедорожником, выражаясь словами Шаманова ─ «чем-то средним между легким бронеобъектом и средним вертолетом». На какой стадии этот проект находится сейчас, пока неизвестно, но один из американских солдат прокомментировал предложение AVX Aircraft так: «Летающие машины ─ это очень круто, но я бы не хотел оказаться в таком летающем гробу».
Задумка Шаманова напоминает о советском проекте летающего танка А-40, который разрабатывался ОКБ Антонова в 1941-1943 годах на базе танка Т-60 для поддержки партизан. Конструкторское бюро смогло построить один прототип, совершивший первый полет в сентябре 1942 года. Конструкция А-40 подразумевала использование самолета-буксировщика на базе бомбардировщика ТБ-3 с форсированными двигателями. Из-за большой массы и плохой обтекаемости прототип летающего танка смог достичь небольшой высоты в 40 метров. В конце концов в 1943 году работы над проектом были прекращены. Причинами закрытия стали сложность конструкции, высокая уязвимость А-40 и малая маневренность.
Про перспективную российскую летающую БМД, кроме того, что рассказал Шаманов, пока ничего неизвестно. Вероятнее всего, этот проект реализован не будет из-за непродуманности и общей сложности его конструкции. В беспилотном исполнении машина не имеет смысла, потому что даже существующие беспилотные летательные аппараты (правда, не российской разработки) могут выполнять в воздухе гораздо больше различных задач. В пилотируемом же варианте перспективная БМД станет идеальной мишенью для атаки из засады: пока она трансформируется в полетный режим, пока раскрутит винты, пока наберет высоту, ее можно будет безнаказанно расстрелять практически в упор.
В воздухе машина будет крайне уязвима из-за больших размеров и, вероятно, плохой маневренности. Использование же активных систем самозащиты значительно усложнит конструкцию и приведет к повышению массы БМД, что для ВДВ крайне нежелательно. Наконец, для управления перспективной машиной придется готовить высококвалифицированных механиков-водителей, способных вести ее не только на земле, но и в воздухе. Словом, фантазия смелая, но крайне непрактичная со всех точек зрения.
Помимо новой роботизированной боевой машины, ВДВ нуждаются в десантируемых роботах, которые использовались бы для решения широкого спектра задач. В январе текущего года представитель ВДВ полковник Александр Кучеренко заявил, что вооружать российских десантников робототехникой Шаманов решил по примеру МЧС. При этом роботы для ВДВ должны быть меньше и прочнее аналогичных аппаратов для спасателей. Каких именно роботов военные хотели бы видеть в своих рядах, пока неизвестно. Вероятно, речь идет о роботизированных комплексах разминирования, системах наблюдения и тушения пожаров.
Не исключено, что ВДВ пригодились бы роботы, способные отмечать места десантирования. В США для этих целей, например, планируется использовать беспилотники. В марте текущего года американцы испытали систему точного наведения для транспортной авиации. Ее суть заключается в том, что разведывательный беспилотник проводит осмотр местности, выбирая наиболее пригодные для доставки грузов места и отмечая их специальными радиобуйками. Последние передают экипажам транспортных самолетов точные координаты места и сведения о погодных условиях, в первую очередь ─ ветре. Все эти данные используются для прицельного сброса грузов. Похожие системы могли бы помочь российским военным выполнять десантирование военной техники, например, в сложных погодных условиях.
Между тем в интересах Министерства обороны России началась разработка роботизированного модуля для поиска и эвакуации раненых военнослужащих. Об этом сообщило РИА Новости со ссылкой на доклад Общественного совета председателя Военно-промышленной комиссии, посвященный наработкам Фонда перспективных исследований. Новый робот должен будет уметь самостоятельно находить, опознавать и вывозить раненых с поля боя, передвигаться по разным типам местности, в помещениях и по лестницам. Робот должен будет уметь аккуратно работать с ранеными, «находящимися в различных позах». «Их транспортировка должна осуществляться без риска причинения дополнительного вреда здоровью», — приводит агентство выдержку из доклада.
Другие подробности об этом перспективном проекте пока неизвестны. В середине февраля 2013 года Министерство обороны России заказало разработку ультразвуковой манжеты для остановки кровотечения под шифром «Пчела». В марте конкурс на создание манжеты был отменен, поскольку военные получили только одну заявку на участие ─ от Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Согласно требованиям военных, манжета должна автоматически обнаруживать место кровотечения и сдавливать его, предотвращая кровопотерю до оказания квалифицированной медицинской помощи. Такая разработка, возможно, пригодилась бы при создании робота для эвакуации раненых.
Всевозможные роботизированные системы сегодня становятся неотъемлемой частью ведения боевых действий, поскольку машины могут выполнять некоторые задачи гораздо быстрее и точнее, чем человек. Та или иная степень автоматизации востребована во многих операциях, будь то обеспечение противовоздушной безопасности (в полностью автоматическом режиме, например, могут работать зенитные ракетные комплексы С-400) или разведка. В настоящее время наиболее активно различных роботов используют США: нанесение ударов при помощи беспилотников, разведка, рекогносцировка и наблюдение, разминирование и досмотр. В России такие технологии пока не распространены.
Многие идеи, предлагаемые российскими военными, безусловно являются важными и нужными, однако способность российской промышленности разработать их в относительно короткие сроки вызывает сомнения. Ранее несколько исследовательских институтов предлагали Министерству обороны России различные беспилотники отечественной разработки, но ни один аппарат военных не устроил. Кроме того, в стране очень слабо развито производство собственной элементной базы, необходимой для создания компактной, надежной и функциональной электроники. Наконец, отсутствует как таковая отрасль по разработке и производству роботизированных систем ─ этими задачами занимаются несколько предприятий в инициативном порядке практически без взаимодействия друг с другом.
ООН озаботилась вопросами использования роботизированных боевых систем. Доклад, посвященный таким системам, появился на сайте Управления Верховного комиссара ООН по правам человека. Доклад будет представлен в Женеве 29 мая 2013 года.
Доклад подготовлен Кристофом Хайнсом, одним из крупнейших специалистов в мире по вопросам гуманитарного права. Среди рекомендаций, озвученных в работе, призыв к немедленному мораторию на создание автоматических военных систем, создание международного органа для регуляции политики в отношении таких систем. Также Хайнс предлагает разработчикам создать этический кодекс разработчика таких систем.
Речь в докладе идет про автономные системы, способные вести бой без участия человека. Хайнс называет их LARS (Lethal autonomous robotics — Смертельные автономные роботы). По утверждению ученого, главная проблема (скорее нравственно-философского характера) в использовании таких систем состоит в снижении ценности человеческой жизни оппонента. Более того, использование таких систем в конфликтах против стран, не обладающих схожими технологиями, может привести к катастрофическим для этих стран последствиям.
При этом Хайнс отмечает, что роботы лишены многих недостатков, присущих живым комбатантам. Так, например, роботы не действуют, исходя из мести, злости, ненависти или страха.
По данным Хайнса, в настоящее время сразу у нескольких стран есть почти полностью функциональные LARS системы. В США это один из современных вариантов (изначально такие системы разрабатывались в 70-х годах прошлого века) системы Phalanx, предназначенный для автоматической защиты кораблей от воздушных угроз — таких как ракеты и самолеты. Израильские Harpy — беспилотные летательные аппараты, предназначенные для борьбы с радиолокационными установками — также относятся к LARS.
Робоапокалипсис или сценарий фильма "Невидимка" стали еще на шаг ближе к реальности благодаря усилиям специалистов компании Northrop Grumman и ВМФ США, которые обучили беспилотный летательный аппарат X-47B Unmanned Combat Air System (UCAS) совершать самостоятельную посадку на палубу авианосца. Первая тестовая посадка была произведена 4 мая на аэродроме Naval Air Station Patuxent River в Мэриленде. Во время этой посадки на взлетно-посадочной полосе была развернута кабельная посадочная система, используемая на палубах авианосцев. После совершения еще нескольких посадок на аэродроме беспилотник X-47B, предположительно в конце этого месяца, приступит к испытательным полетам с взлетом и посадкой на палубу настоящего авианосца.
Посадка на палубу авианосца является одним из наиболее сложных маневров, которые приходится выполнять пилотам флотской авиации. Даже достаточно опытному пилоту приходится "потеть", учитывая множество факторов, сажая боевую машину, стоимостью в миллионы долларов, летящую на скорости в сотни километров в час, на полетную палубу, которая с высоты выглядит не больше плитки шоколада. И если пилоты выполняют такие посадки, основываясь на своем опыте и интуиции, то системе управления беспилотника придется в режиме реального времени рассчитывать заново все параметры посадки для того, чтобы в конце беспилотник не превратился в груду высокотехнологичного искореженного мусора.
Испытательное приземление, которое совершил беспилотник X-47B 4 мая, проводилось с помощью кабельной системы торможения, которая позволяет высокоскоростному летательному аппарату совершать безопасную посадку на короткую палубу авианосца. Во время посадки аппарат выпускает специальный крюк, который цепляется за упругий трос, натянутый поперек полетной палубы, на концах которого закреплен тяжелый груз. Кабель с грузом поглощают часть кинетической энергии самолета, позволяя ему быстро остановиться. В случае посадки X-47B точно такая же система была установлена на полосе аэродрома, а в ходе посадки проверялась и отрабатывалась работа алгоритмов системы управления и навигации, которая позволяет беспилотнику действовать полностью в автономном режиме.
Проведенная посадка стала кульминацией трехмесячной программы полетных испытаний беспилотника X-47B, которая проводилась на суше. Эта программа включала точные заходы на посадку, обычное приземление на полосу и другие элементы полетов. "Беспилотный аппарат X-47B выполняет все маневры в точности так, как и было предсказано компьютерным моделированием и симулированием, которые мы проводили ранее в рамках программы UCAS-D. Беспилотник взлетает, летит и приземляется, отклоняясь всего на пару футов от расчетной траектории" - рассказывает Карл Джонсон (Carl Johnson), наблюдатель программы UCAS.
В соответствии с контрактом, компания Northrop Grumman изготовила два опытных образца беспилотников X-47B. Хотя X-47B и называют беспилотником, он не является таковым в традиционном понимании этого термина. Подавляющее большинство современных беспилотников управляются оператором дистанционно, а X-47B является полностью автоматическим летательным аппаратом выполняющим набор заложенных в него заранее инструкций.
Беспилотник X-47B не предназначен для участия в каких-либо боевых действиях. Для этого у него не предусмотрена установка каких-либо систем вооружения, датчиков и камер для ведения разведки и наблюдения. Целью создания беспилотника является отработка технологий, включая взлет, выполнение различных задач на удалении 100 километров от базы, возвращение, дозаправку, посадку и других техник, которые будут впоследствии использованы при создании действительно боевых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Как уже упоминалось выше, в скором времени начнутся тестовые полеты, во время которых беспилотник X-47B будет совершать самостоятельные взлет и посадку на палубу авианосца. А отработка техники автоматической дозаправки в воздухе запланирована на 2014 год.
На картинке - концепт БПЛА с вертикальным взлётом и посадкой Lockheed Martin Skunk Works, который, как пишут, с 2014 года должен заменить БПЛА Northrop Grumman RQ-4B Global Hawk.
Беспилотный мониторинг позволяет обнаружить лесные пожары и "черных" лесорубов, заявили в ГУ МЧС России по Иркутской области.
Запуск БПЛА, оснащенного системами фото- и видеонаблюдения состоялся 9 мая. Предназначенные для мониторинга очагов лесных пожаров в пожароопасный сезон, беспилотные летательные аппараты используются лесным ведомством области и для обнаружения фактов нарушения лесного законодательства.
Траекторию полета аппарата на земле задает оператор мобильной оперативной группы. Беспилотник находится в воздухе около полутора часов, за это время он способен досконально изучить территорию в радиусе 15 километров и передать изображение в режиме реального времени на пульт управления. Заметить его в воздухе очень сложно, поскольку электродвигатель работает практически бесшумно.
Запуск беспилотника был осуществлен в районе деревень Горохово и Грудинино Иркутского района. Во время патрулирования был выявлен несанкционированный пал травы. Нарушители уже привлечены к административной ответственности.
Пара не очень четких фотоснимков, сделанных с достаточно большого расстояния, появились на страницах английского форума Secretprojects.co.uk. Эти снимки являются достаточным доказательством того, что китайским военным удалось создать свой первый беспилотный летательный аппарат-невидимку, оснащенный реактивным двигателем.
Sharp Sword UCAV
Согласно информации от ведущих мировых специалистов по современному Китаю, то, что показано на приведенном выше снимке, является боевым беспилотным летательным аппаратом (Unmanned Combat Aerial Vehicle, UCAV), получившим название "Lijian" и "Sharp Sword". Sharp Sword UCAV, по всей видимости, является совместным изделием китайских аэрокосмических компаний Shenyang и Hongdu. Он приводится в действие единственным реактивным двигателем и имеет форму летающего крыла, которая получила в последнее время весьма широкое распространение.
Следует заметить, что появление современного китайского беспилотника-невидимки в форме летающего крыла, которая как нельзя лучше подходит для реализации стелс-технологий, не стало большой неожиданностью. В одном из годовых отчетов Пентагона, опубликованных на прошлой неделе, говорится, что благодаря бурному развитию технологий, в том числе и военных, в Китае, следует ожидать скорого появления нового высокотехнологичного беспилотника, который обеспечит китайским военным возможность проведения дальних операций по ведению разведки, наблюдения и нанесения штурмовых ударов.
Следует отметить, что в настоящее время Китай самым последним включился в гонку по созданию беспилотников-невидимок в форме летающего крыла с реактивным двигателем. Первенство в этой области, несомненно принадлежит США, которые в конце 1990-х уже имели первые опытные образцы таких беспилотников, а сейчас у них имеются беспилотники X-47B и небезызвестный RQ-170, который был перехвачен иранскими военными в 2011 году. Европейские военные занимаются разработкой собственных беспилотников Neuron и Taranis, а в России вяло, но продолжаются работы по созданию беспилотника на базе МиГ "Скат".
В настоящее время Sharp Sword UCAV был замечен только тогда, когда он передвигался на своих шасси по рулежным дорожкам аэропорта во время проведения первых испытаний. Пока еще неизвестно, когда будет произведен первый самостоятельный полет беспилотника Sharp Sword, который станет началом программы летных испытаний. И, естественно, в свете всего вышеперечисленного невозможно даже предположить, когда беспилотник Sharp Sword или то, что будет создано на его основе, поступит на вооружение китайской армии.
Иран объявил о создании беспилотного летательного аппарата, невидимого для радаров, сообщает Agence France-Presse в четверг, 9 мая, со ссылкой на иранское агентство Mehr.
По словам главы Минобороны Ирана Ахмада Вахиди, беспилотник, получивший название Epic, также способен совершать полеты на дальние расстояния на большой высоте и поражать вражеские цели. Иные технические характеристики БПЛА Epic министр обороны сообщать не стал.
18 апреля Минобороны Ирана представило сразу три модели беспилотника, включая Throne, который также, как сообщалось, невидим для радаров и способен поражать цели противника в воздухе. Минобороны Ирана тогда объявило, что несколько десятков таких БПЛА уже созданы и используются вооруженными силами страны.