Статья:Аркаим – это уникальный заповедник. В нем гармонично переплетаются история и природа. Древность и современность. Это живой музей древности под открытым небом, и живой музей природы во всем ее разнообразии
В 1987 на юге Челябинской области, у слияния левых притоков Урала - Утяганка и Большая Караганка, во время строительства водохранилища было обнаружено укрепленное поселение раннегородского типа, относящееся к эпохе бронзы. Свое название – Аркаим – оно получило от горы, расположенной в нескольких километрах от памятника. “Арка” в переводе с тюркского – хребет, спина. В ходе его изучения было установлено, что памятник представлял собой древний поселок, укрепленный двумя вписанными друг в друга окружностями стен, валами и рвами. Жилища в нем имели трапециевидную форму, плотно примыкали друг к другу и располагались по кругу таким образом, что широкая торцевая стена каждого жилища являлась частью оборонительной стены. Позднее, поселение оказалось составной частью древнейшей индоевропейской цивилизации – “Страны городов” Южного Зауралья. Учеными был открыт целый комплекс памятников, принадлежащих этой удивительной культуре.
Укрепленные центры Южного Урала древнее гомеровской Трои на пять-шесть столетий. Они современники первой династии Вавилона, фараонов Среднего Царства Египта и крито-микенской культуры Средиземноморья. Время их существования соответствует последним векам знаменитой цивилизации Индии – Махенджо-Даро и Хараппы.
Аркаим - является типичным представителем системы археологических памятников и вмещающих их исторических ландшафтов - “Страны городов” - системы укрепленных поселений и могильников аркаимского типа.
Страна Городов протянулась на 350 км с севера на юг и примерно на столько же – с запада на восток. Она охватывает сложный в ландшафтном отношении район – от предгорий долин Урала (зауральский пенеплен) до равнинных просторов Западной Сибири.
В пределах “Страны городов” сегодня насчитывается 20 пунктов, каждому из которых соответствует от одного до трех укрепленных поселений. Расстояния между двумя одновременно существовавшими центрами составляло 40–60 км. Таким образом, условный радиус одного земельного округа равен 20–30 км, а средняя площадь округа равна, примерно, 2000 кв. км.
Несмотря на небольшие размеры, укрепленные центры можно называть протогородами. Употребление понятия “город” к укрепленным поселениям аркаимско-синташтинского типа, конечно, условно. Однако их нельзя назвать просто поселениями, так как аркаимские “города” отличают мощные оборонительные сооружения, монументальность архитектуры, сложные системы коммуникаций. Вся территория укрепленного центра предельно насыщена планировочными деталями, она очень компактна и тщательно продумана. С точки зрения организации пространства перед нами даже не город, а некий сверхгород.
Далее по ссылке ещё информация и фото.
Телеведущий печального образа...
После просмотра программы Гордона, посвященной Аркаиму, наконец-то понял, что именно раздражает меня в его программах. Можно создавать сколь угодно субъективную и провокационную передачу, можно приглашать кумиров толпы, чтобы показать зрителю их пустоту и ничтожество, можно касаться спорных и неудобных тем в разговоре. В принципе, ведущему позволительно даже высказывать собственное предвзятое мнение, раз уж программа заявлена как авторская. Но когда после кипения умов и брызг эмоций, касающихся таких вечных вопросов как роль Творца и назначение искусства, связь истории и современности, происхождение языка и его влияние на культуру, слышишь примитивные гордонудности: «сии вредоносные мысли надлежит запретить к распространению, ибо холопы, наслушавшись вольнодумства, могут устроить погром», становится обидно за участников программы. Для чего они друг друга за чубы таскали? Ради того, чтобы очкастый человечек резюмировал: «посему русскому народу нельзя гордиться ничем, а надо больше работать»?
Каковы факты? На территории Челябинской области найден интересный архитектурный объект, современник египетской и шумерской цивилизаций – тех самых, с которых в учебниках истории начинается история цивилизации. По сравнению с другими городами размеры Аркаима скромны. Кто строил – никто не знает. Современные оккультисты сделали раскопки местом паломничества. Дальше начинаются предположения и эмоции.
О чем, собственно, спорили собравшиеся профессионалы? Кто жил, в Аркаиме, куда делся потом, каково назначение построек. Что вещали приглашенные ? Дух, магия, христианство, как можно верить в мракобесие! Зачем на передачу пригласили Дмитрия Быкова для меня осталось загадкой. Впрочем, забавно, что кудрявый поэт, похожий на целлюлитного херувима, выставил иудеев аморальными созданиями – они-то христианства так и не приняли.
Какова позиция Гордона? С упорством, достойным лучшего применения, он из передачи в передачу пытается убедить зрителей, что русскому народу гордиться своей историей противопоказано. Иначе скинхеды возьмут на вооружение эти идеи и надают Гордону не по паспорту. Гордона, конечно, жаль – в Америке прожить не смог, пришлось, как Познеру, переместиться из милой зарубежности в российский ужас. Когда неглупый полукровка вынужден брезгливо терпеть рядом с собой русский народ, он понимает, что если этому народу не помешать обрести национальное единство, дать возможность подняться с колен, то он стряхнет со своей шеи разнокалиберную инородческую шушеру – хоть гордонов с седыми щетинами, хоть соловьевых с желудочными баллонами. Так что если завтра скинхеды начнут читать книги, Гордон будет первым, кто начнёт вещать о необходимости сжигать вредоносную литературу на площадях.
Усилия гордонов оставить след на русском интеллектуальном поле, сводятся к нескольким несложным действиям: они критикуют то, как русский пашет землю, какое зерно бросает в борозду, кидаются ему в спину фекалиями и старательно вытаптывают всходы. Ростки фашизма потому что. Разные народы выглядят по-разному, но каждый старается возделать свою историческую делянку – у кого-то колосится ячмень, у кого-то рожь, у кого-то надел побольше, у кого-то лишь клочок земли. Но эта земля полита кровью и потом предков, оттого и называется родной. Возможно, этим гордонам и будет удобнее, если вокруг будет ровная каменистая пустыня – но отчего мы должны обращать в пепел свой урожай ради чужой свободы?
История не такая оторванная от повседневности наука, как кажется. История – это традиция, обычай, закон. Любой исторический факт может быть использован для обоснования каких-то процессов современности. Делай так, потому что так поступали предки. Это нельзя, потому что ранее был заключен договор. Мы имеем право сделать вас рабами – вот папирус. А когда у тебя, русский Ваня, нет своей истории, когда из учебников ты узнаешь, что «письмо для тебя придумали болгары, власть – скандинавы, а религию – евреи», то с тобой будут делать все, что захотят. Потому что без бумажки ты букашка, а без истории тебя вообще нет – уже слышали выкрики «нет никаких русских»? То ли еще будет. Тем, кто не хочет знать собственную историю, ее придумают другие – поверьте, там будет и «тысячелетнее рабство» и «генетическая тяга к воровству» и «беспробудная лень и пьянство». Поживем, лет десять-двадцать в такой атмосфере, и увидим, как народ, вышвырнувший со своей земли солдат фюрера, будет целовать броню натовских танков со словами «придите и владейте нами». Гордоны будут довольны.
Я не знаю, кто жил в странных городах, построенных по той же схеме, что и Аркаим. Тюрки, арии, гипербореи? Но я знаю, что моя земля не была пустой уже в те давние времена. Какую эпоху не возьми – не было огромного разрыва в развитии между Русью и Европой, так почему же я должен смириться с навязываемой мне ролью «человека второго сорта»? Сколько было нашествий на земли славян? И где теперь все эти хазары, татары, половцы? Легли под русскими мечами. Что же касается христианства, то понятно, отчего иудеи, горячо ненавидевшие Христа, вдруг начали бороться с язычеством – как можно упустить случай сказать, что «евреи дали миру религиозные нравственные ценности» и порассуждать о иудео-христианской цивилизации? В какой, интересно, момент, они дали миру эти ценности? Когда кричали «распни его»? Нет никакой иудео-христианской цивилизации, и никогда не было, потому что иудеи имеют такое же отношение к христианской цивилизации, как Иуда к Христу.
Животное живет одним днем – поело, попило, поразвлекалось. Человек живет от предков к потомкам, являясь звеном длинной цепи поколений, получая силы из глубины времен и помогая окрепнуть ростку будущего. Помнить и гордиться своим народом нам надо не для того, чтобы обидеть какого-нибудь испуганного гордона, а для того, чтобы быть достойными памяти предков, чтобы не впасть в скотство, деградировав до состояния животного. Хотелось бы верить, что нашу страну Господь убережет от такой участи.
Дон Кихот почему-то воспринимается как положительный герой – романтик, защитник слабых, рыцарь. На деле это был несчастный, никому не нужный человек с серьезными нарушениями психики, неспособный адекватно воспринимать действительность, видящий драконов на месте ветряных мельниц – весьма полезных для жизни людей сооружений. Вот так и ведущий программы Гордонкихот видит ужасы там, где их нет и бросается в бой с русским национализмом. Впрочем, ему-то зачем наша страна? Любить русскую литературу куда удобнее, когда под ногами не путается русский народ, отвлекая от высоких дум.
Андрей Смирнов
Я тоже не знаю, кто строил города Аркаима и жил в них. Но упорно не могу понять, почему идти к ответу на вопрос - а не мои ли предки строили и жили - это шовинизм. >:(