► Показать
http://www.inosmi.ru/world/20110928/175292098.html
Европа, помимо газа из Северного моря и с Ближнего Востока, имеет два крупных источника: это Россия, которая уже покрывает треть европейской потребности, а в некоторых странах вообще является главным поставщиком, и Каспийский регион. Для того, чтобы снизить зависимость от Москвы, Европейский Союз уже давно пытается добиться расположения таких производителей природного газа как Азербайджан и Туркмения. Цель состоит в том, чтобы создать южно-европейский коридор, который будет проходить от Каспия через Турцию в Южную Европу.
За каспийский газ в настоящее время ведут борьбу несколько проектов. Самым известным среди них является Nabucco, имеющий сильную поддержку со стороны Еврокомиссии. Его протяженность составляет 3900 километров, и он должен быть построен к 2017 году. В созданный для этих целей консорциум входят, в частности, энергетический концерн RWE и австрийский конкурент OMV. Преимущества Nabucco: по этому трубопроводу можно будет транспортировать 30 миллиардов кубометров природного газа в год, и поэтому, помимо азербайджанского, в трубу планируется закачивать еще и иракский газ. При этом речь идет о совершенно новом трубопроводе, который во многом будет функционировать независимо от страны-транзитера Турции.
В преимуществах Nabucco одновременно скрываются и его недостатки. Поскольку нужно будет построить новый трубопровод длинной в почти 4000 километров, то и цена его будет высокой. По мнению экспертов, она составит 15 миллиардов евро. Специалисты также полагают, что могут возникнуть сложности с его наполнением. Пока Азербайджан обещает поставлять в Европейский Союз только 10 миллиардов кубометров природного газа.
В отличие от Nabucco, его конкуренты – Trans Adriatic Pipeline (TAP) и трубопровод Italy Turkey Greece Interconnector (ITGI) – связаны с турецкой газотранспортной системой. Поэтому они существенно дешевле. Это относится также и к проекту компании BP, который предполагает использование уже существующих магистралей или расширенные турецких трубопроводов, тогда как на Западе он пройдет во многом параллельно с Nabucco. Поскольку перечисленные проекты конкурируют между собой, Еврокомиссия обратилась к странам, участвующим в них, с призывом о том, чтобы они попытались сблизить свои позиции. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер (Guenther Oettinger) в начале сентября представил стратегию Евросоюза, а также – что особенно важно – планы кооперации между проектами Nabucco, ITGI и TAP. Однако пока остается открытым вопрос о том, будут ли эти планы реализованы.
Конкуренция усиливается, поскольку существуют еще два проекта. Согласно проекту AGRI (Aserbaidschan-Georgien-Rumaenien-Interconnector), азербайджанский газ пройдет через Грузию, а затем в сжиженном виде по Черному морю он будет доставляться в Румынию. Не последнее место в борьбе за южно-европейский коридор занимает Россия. В середине сентября с большой помпой и в присутствии премьер-министра Владимира Путина было подписано соглашение о строительстве трубопровода «Южный поток». В число партнеров этого проекта входит компания Wintershall – дочернее предприятие концерна BASF. Руководит консорциумом Газпром, и по своим масштабам и затратам это такой же амбициозный проект, как и Nabucco.
Если «Южному потоку» в результате торгов достанется азербайджанский газ, то Москва будет иметь прямой выход на европейский газовый рынок не только через недавно открытый балтийский трубопровод «Северный поток», но и по южному маршруту. И Европа в таком случае по-прежнему будет находиться в зависимости от России. Учитывая большое количество конкурирующих проектов, такой вариант вряд ли можно назвать неожиданным.
У проекта Nabucco слишком много нянек, заявил на этой неделе в интервью австрийской газете WirtschaftsBlatt министр энергетики (так в тексте – прим. перев.) Польши Вальдемар Павляк. В конечном итоге победителем в этой борьбе опять может оказаться запоздалый участник торгов – компания BP.
Европа, помимо газа из Северного моря и с Ближнего Востока, имеет два крупных источника: это Россия, которая уже покрывает треть европейской потребности, а в некоторых странах вообще является главным поставщиком, и Каспийский регион. Для того, чтобы снизить зависимость от Москвы, Европейский Союз уже давно пытается добиться расположения таких производителей природного газа как Азербайджан и Туркмения. Цель состоит в том, чтобы создать южно-европейский коридор, который будет проходить от Каспия через Турцию в Южную Европу.
За каспийский газ в настоящее время ведут борьбу несколько проектов. Самым известным среди них является Nabucco, имеющий сильную поддержку со стороны Еврокомиссии. Его протяженность составляет 3900 километров, и он должен быть построен к 2017 году. В созданный для этих целей консорциум входят, в частности, энергетический концерн RWE и австрийский конкурент OMV. Преимущества Nabucco: по этому трубопроводу можно будет транспортировать 30 миллиардов кубометров природного газа в год, и поэтому, помимо азербайджанского, в трубу планируется закачивать еще и иракский газ. При этом речь идет о совершенно новом трубопроводе, который во многом будет функционировать независимо от страны-транзитера Турции.
В преимуществах Nabucco одновременно скрываются и его недостатки. Поскольку нужно будет построить новый трубопровод длинной в почти 4000 километров, то и цена его будет высокой. По мнению экспертов, она составит 15 миллиардов евро. Специалисты также полагают, что могут возникнуть сложности с его наполнением. Пока Азербайджан обещает поставлять в Европейский Союз только 10 миллиардов кубометров природного газа.
В отличие от Nabucco, его конкуренты – Trans Adriatic Pipeline (TAP) и трубопровод Italy Turkey Greece Interconnector (ITGI) – связаны с турецкой газотранспортной системой. Поэтому они существенно дешевле. Это относится также и к проекту компании BP, который предполагает использование уже существующих магистралей или расширенные турецких трубопроводов, тогда как на Западе он пройдет во многом параллельно с Nabucco. Поскольку перечисленные проекты конкурируют между собой, Еврокомиссия обратилась к странам, участвующим в них, с призывом о том, чтобы они попытались сблизить свои позиции. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер (Guenther Oettinger) в начале сентября представил стратегию Евросоюза, а также – что особенно важно – планы кооперации между проектами Nabucco, ITGI и TAP. Однако пока остается открытым вопрос о том, будут ли эти планы реализованы.
Конкуренция усиливается, поскольку существуют еще два проекта. Согласно проекту AGRI (Aserbaidschan-Georgien-Rumaenien-Interconnector), азербайджанский газ пройдет через Грузию, а затем в сжиженном виде по Черному морю он будет доставляться в Румынию. Не последнее место в борьбе за южно-европейский коридор занимает Россия. В середине сентября с большой помпой и в присутствии премьер-министра Владимира Путина было подписано соглашение о строительстве трубопровода «Южный поток». В число партнеров этого проекта входит компания Wintershall – дочернее предприятие концерна BASF. Руководит консорциумом Газпром, и по своим масштабам и затратам это такой же амбициозный проект, как и Nabucco.
Если «Южному потоку» в результате торгов достанется азербайджанский газ, то Москва будет иметь прямой выход на европейский газовый рынок не только через недавно открытый балтийский трубопровод «Северный поток», но и по южному маршруту. И Европа в таком случае по-прежнему будет находиться в зависимости от России. Учитывая большое количество конкурирующих проектов, такой вариант вряд ли можно назвать неожиданным.
У проекта Nabucco слишком много нянек, заявил на этой неделе в интервью австрийской газете WirtschaftsBlatt министр энергетики (так в тексте – прим. перев.) Польши Вальдемар Павляк. В конечном итоге победителем в этой борьбе опять может оказаться запоздалый участник торгов – компания BP.
► Показать
http://www.inosmi.ru/europe/20111006/175630023.html
Получивший политическую поддержку со стороны Еврокомиссии трубопровод Nabucco, по которому предполагается транспортировать независимо от России природный газ из Каспийского региона, представляет собой проект, который не будет реализован. Об этом заявили вчера вместе с российскими специалистами в области энергетики в ходе видеоконференции между Москвой и Берлином глава Немецкого энергетического агентства (Dena) Штефан Колер (Stephan Kohler) и эксперт по энергетике Немецкого института экономических исследований (DIW) Клаудиа Кемпферт (Klaudia Kempfert).
Ситуация коренным образом изменилась, так как эссенский энергетический концерн RWE, бывший до последнего времени главным участником проекта Nabucco, договорился с российским газовым поставщиком Газпромом о сотрудничестве. Газпром хочет поставлять еще больше природного газа в Европу. Для этого он намерен с помощью компании «Южный поток» проложить по дну Черного моря трубопровод и вступить таким образом в конкуренцию с Nabucco.
Колер и Кемпферт призывают к «реализации совместного проекта», то есть трубопровода, в строительстве и эксплуатации которого будут сотрудничать как фирмы, участвующие в проекте Nabucco, так и компании, заинтересованные в проекте «Южный поток». Однако Газпром не должен иметь в этом совместном газопроводе большинство акций.
Получивший политическую поддержку со стороны Еврокомиссии трубопровод Nabucco, по которому предполагается транспортировать независимо от России природный газ из Каспийского региона, представляет собой проект, который не будет реализован. Об этом заявили вчера вместе с российскими специалистами в области энергетики в ходе видеоконференции между Москвой и Берлином глава Немецкого энергетического агентства (Dena) Штефан Колер (Stephan Kohler) и эксперт по энергетике Немецкого института экономических исследований (DIW) Клаудиа Кемпферт (Klaudia Kempfert).
Ситуация коренным образом изменилась, так как эссенский энергетический концерн RWE, бывший до последнего времени главным участником проекта Nabucco, договорился с российским газовым поставщиком Газпромом о сотрудничестве. Газпром хочет поставлять еще больше природного газа в Европу. Для этого он намерен с помощью компании «Южный поток» проложить по дну Черного моря трубопровод и вступить таким образом в конкуренцию с Nabucco.
Колер и Кемпферт призывают к «реализации совместного проекта», то есть трубопровода, в строительстве и эксплуатации которого будут сотрудничать как фирмы, участвующие в проекте Nabucco, так и компании, заинтересованные в проекте «Южный поток». Однако Газпром не должен иметь в этом совместном газопроводе большинство акций.
Экономика / Газ / Экспорт http://newsru.com/dossier/25129.html
Экономика / Газпром / Расследование http://newsru.com/dossier/10003.html
Теги "Взгляда":
Южный поток http://vz.ru/tags/5104/