Так как я интересуюсь отечественной мототехникой, и занимаюсь реставрацией Иж Планета 3, скажу пару слов. Лично я уверен - после БП мотоцикл во многих ситуациях станет незаменим. При выборе, стоит уделить внимание отечественным мотоциклам, и вот почему:
1)
Ремонт и питание. В нашей стране легко найти к ним запчасти, даже после БП. Их можно отремонтировать самому, при наличии прямых рук, некоторых знаний, и минимума инструментов, большинство операций возможно провести "на коленке", без гаража. В нашей стране будет легче найти низко октановые марки бензина для наших же мотоциклов, чем высокооктановое - для иностранных, так же и с маслом. Наши мотоциклы неприхотливые, и при крайней нужде, долгое время тянут даже на дрянном масле и бензине, что скажешь далеко не о каждом японце. Вот по этим причинам современный японец (или другой иностранец) в аналогичной ситуации - нередко становится обузой, ничего вышеперечисленного (хороших запчастей, бензина, масла) в случае нужды для него может попросту не оказаться, а ремонтировать/эксплуатировать такой мот где попало и как попало, не выйдет. Исключение составляют некоторые иностранные мотоциклы, к примеру Pannonia. Качественный японец ездит много лет и не ломается, отечественный ездит - у кого как, и ломается. Но если японец чинить в условиях БП – это просто п****ц, то наш чинится куда легче, надо только чуть-чуть уметь это делать. И как уже замечали до меня, неплохо возить на отечественном некоторые запчасти, хотя бы критически важные (подшипники, сальники и т.д.) Так что получается? Японец - почти совершенство (почти), но при любой серьезной поломке, в условиях БП, становится металлоломом, который негде/нечем чинить. Отечественный же, можно вернуть в строй, причем в самых неблагоприятных условиях (кроме критических повреждений, конечно).
2)
Мощность. Модели линейки "Иж планета", с пятой Планетой включительно, имеют колоссальную мощность, особенно на первых передачах. Триста пятьдесят кубов в одном цилиндре. Это вовсе не сказки, что Планетой когда-то пахали землю, если трактора не было, или буксировали 15 тонный грузовик по трассе. Тут только сцепления колеса с поверхностью хватило бы, а двигатель потянет. Планета - это оппозит в миниатюре, младшая сестра сурового русского мотоцикла «Урал», роднит их мощность, надежность, неприхотливость, проходимость, выживаемость. Хотя сам «ИЖ» – это мотоцикл среднего класса.
3)
Проходимость. Иж Планета - это ТАНК среди мотоциклов. Как и оппозит, способен проехать по такому дерьму, какое внедорожникам только в страшном сне может привидеться. Важная особенность Планеты - благодаря длинному ходу поршня, двигатель как бы пульсирует во время работы, и передает эти пульсации на заднее колесо, посему оно лучше сцепляется с любым покрытием. По этой же причине Планета сильно вибрирует, но с этим можно мириться.
4)
Неприхотливость. Расход топлива Планеты – 4-5 литров на 100 км, и как я уже говорил, Планета долгое время способна обходится без нормального топлива, масла, а также некоторых жизненно необходимых операций по уходу, хотя ресурс, конечно же, сильно падает. Но если нет возможности достать все вышеперечисленное, Планета протянет дольше любого иностранного мотоцикла, и способна ездить на многих видах топлива, даже газолине. Восстанавливая жестоко изношенный двигатель своей Планета 3, я только поражался, как долго он протянул у своего прошлого горе-владельца-алкоголика без нормального ремонта и элементарного ухода. Гильза была выработана до предела, стала заметно бочкообразной, поршень тоже стерся, алюминий поршня начал наволакиваться на стенки гильзы. О какой компрессии тут может идти речь? Масло в коробке тоже не менялось много лет, и заливалась какая-то дрянь. Про воздухофильтр я вообще промолчу. И при этом всем, он ездил. Пока я не пришел и не выкупил, теперь вот произвожу реставрацию. Мот неубиваемый, скажу я вам.
Теперь немного истории. Иж Планета – это переделанная и усовершенствованная версия немецкого мотоцикла DKW 350. Увы, как и Урал – копия немецкого же BMW. Но что тут хорошего – так это то, что немецкие мотоциклы изначально создавались для войны. А значит, они проектировались на использование в самых жестоких условиях. Тот факт, что этим мотоциклам конструктивно давно перевалило за полсотни лет, никак не влияет на их надежность и живучесть. Так что рано хоронить наши (теперь, и давно уже наши!) мотоциклы, несмотря на брак заводов-изготовителей, поддельные запчасти и прочие недостатки. Все это устранимо, было бы желание.
А сейчас о грустном. Мотоцикл, ЛЮБОЙ мотоцикл, в случае огневого столкновения, можно довольно быстро вывести их строя. Все ведь на виду – бак, колеса, силовой блок, и конечно, водитель. Так что же, из-за этих опасностей отказываться от этого перспективного для одного-двух человек транспорта? Конечно же, нет. Прочтенное далее, можете абсолютно спокойно относить к фантастике, и пропустить не читая, так как это только теория, как можно попробовать сделать мотоцикл бронированным, защитить от пуль и осколков. Первое – будем считать, что у водителя уже есть хорошая броня, закрывающая все тело, уменьшаем фактор его убийства. Теперь – позаботимся о мотоцикле. Сначала
колеса – откуда бы не стреляли, колесам нередко достается, что с боков, что спереди и сзади. Решение – использование цельнолитых покрышек, можно залить подходящим наполнителем обычные шины, но такие колеса заставят водителя почувствовать все мелкие неровности пути, так что спустя некоторое время он может трогательно попрощаться с яйцами.
Бак – он всегда на виду. Пару пуль – и БУМ, напалмовая граната под носом. Можно сварить из подходящей толщины пластин грубый кожух, надеваемый сверху на бак. Вполне пристойная защита, только вот центр тяжести поползет вверх и мотоцикл станет менее устойчивым.
Силовой блок – аналогично с баком, сварить кожух, только на этот раз состоящий из двух половинок, соединяемых на двигателе по бокам, учесть все рычаги и лапки, чтобы кожух не мешал их работе – сделать в нем отверстия под оси лапок – и чтобы он закрывал весь силовой блок, желательно также защитить карбюратор. После таких изменений мотоцикл изрядно прибавит в весе, а если еще и нагрузить его по полной – возможен пробой подвески на неровностях пути, деформация колес (в частности спицованных), больший расход топлива, утрудненный разгон, перегрев. Короче, почти вся вышеописанная защита годится только если нужно прорывать вооруженную засаду или вырываться из «котла» под обстрелом. В обычном бегстве из города она только будет мешать, привлекать внимание… Хотя цельнолитые покрышки в случае БП просто незаменимы – не пробиваются и не простреливаются.
Разумеется, есть много других мотоциклов, иностранных и наших, хороших и не очень, и выбор каждый делает сам. Но на мой взгляд, Иж Планета просто создан для выживания.
Ну и пара интересных ссылок для знакомства с Иж Планета. Хотя, каждый может найти в интернете все, что нужно.
http://otvet.mail.ru/question/34712781/
http://rapids.ru/iz/planeta/response.php
http://motosvit.com/Izh/Izh_2.html
http://motovoshod.forum24.ru/?1-11-30-0 ... 00-10001-0
Спасибо всем за внимание
