Не взлетим, так поплаваем

Новости мира, касающиеся мировых угроз, кризисов, бедствий и т.п.
Ответить
Аватара пользователя
Svart Alf
Друг ЦИАН
Друг ЦИАН
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 21.05.2012, 11:41
Откуда: Санкт-Петербург, Курортный район
Контактная информация:

Не взлетим, так поплаваем

Сообщение Svart Alf »

Морской старт ракеты-носителя «Зенит-3SL» закончился падением.

Тридцать пятый пуск ракеты-носителя «Зенит-3SL» с морской платформы в Тихом океане в рамках программы «Морской старт» (Sea Launch) завершился аварией. По предварительным данным, сразу после старта ракета отклонилась от заданной траектории, а затем на пятидесятой секунде полета аварийно отключился двигатель первой ступени. Ракета упала в океан.

Немного истории

Аварии в проекте Sea Launch происходили и раньше — новая нештатная ситуация стала третьей в истории этой программы. Первая произошла 12 марта 2000 года во время третьего с начала программы пуска. Он состоялся в 6:49 по местному времени, на борту находился спутник мобильной связи ICO F-1. При запуске двигателей второй ступени ракета начала отклоняться от заданной траектории. Через два часа после пуска представители консорциума Sea Launch объявили, что «Зенит» потерпела аварию, а спутник потерян.
Трехступенчатая ракета-носитель «Зенит-3SL» разработана на основе ракеты «Зенит-2», запускаемой с Байконура, и космического разгонного блока ДМ. Первые две ступени ракеты выпускает днепропетровский завод «Южмаш», а третью ступень, разгонный блок ДМ-SL — российская РКК «Энергия». Двигатель РД-171, работающий на керосине и жидком кислороде, разработан российским НПО «Энергомаш». «Зенит-3SL» предназначена для вывода спутников на высокие орбиты и способна перевозить полезную нагрузку массой до шести тонн.
В ходе расследования специальная комиссия установила, что к аварии привело незакрытие клапана пневмосистемы второй ступени из-за программной ошибки в наземной системе. Открытый клапан, в свою очередь, вызвал потерю давления газа в системе, что привело к сбою автоматики рулевого двигателя и его последующей остановке.

29 июня 2004 года с плавучей платформы в Тихом океане запускали спутник связи Telstar-18. На сей раз у «Зенита» отказал разгонный блок ДМ-SL. Согласно официальному пресс-релизу, при запуске в бортовой кабельной сети разгонного блока произошло замыкание. В итоге маршевый двигатель ДМ-SL отключился досрочно и «Зенит» не сумел вывести спутник на нужную орбиту. Пуск признали «частично успешным».

Самая масштабная авария в рамках программы Sea Launch произошла почти ровно шесть лет назад — 30 января 2007 года по местному времени или 31 января — по московскому. Практически сразу после пуска двигателей ракета, которая должна была доставить на орбиту нидерландский спутник связи NSS-8, провалилась в стартовый стол. Произошел взрыв. Последующий осмотр места происшествия представителями Sea Launch показал, что серьезных повреждений пусковая платформа не получила, и ее отправили в порт приписки — американский Лонг-Бич — на косметический ремонт.

Причиной аварии специальная комиссия назвала отказ и возгорание двигателя первой ступени РД-171М из-за попадания в насос окислителя посторонней металлической частицы.

Тридцать пятый

Что стало причиной последней нештатной ситуации, пока до конца непонятно. Расследовать инцидент будет специальная комиссия — ее организует Центр управления полетами. Предварительно известно лишь, что вскоре после старта ракеты (10:56 по московскому времени, 20:56 31 января по местному времени) двигатель первой ступени РД-171, изготовленный НПО «Энергомаш», перестал работать.

Сразу после инцидента исполнительный директор «Энергомаша» Владимир Солнцев пообещал провести экспресс-анализ телеметрической информации пуска ракеты. Разработчик самой ракеты «Зенит» — украинское КБ «Южное» — также взялся разобраться в причинах фальстарта. «Наши специалисты где-то через пять часов получат телеметрию. Мы будем работать в субботу и в воскресенье, и в понедельник мы, возможно, уже сможем сделать предварительные выводы о причинах аварии. Специалисты РКК "Энергия" [которая разработала для ракеты "Зенит-3SL" разгонный блок ДМ-SL — прим. "Ленты.ру"] тоже занимаются анализом данных», — рассказали РИА Новости в КБ.
Международная программа «Морской старт» (Sea Launch) началась 90-х годах прошлого века. В 1995-мбыл образован консорциум Sea Launch Company, в который вошла «дочка» американской компании Boeing, российская РКК «Энергия», украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш», а также норвежская Aker Solutions. Демонстрационный пуск ракеты «Зенит-3SL» успешно состоялся в марте 1999 года. В октябре того же года ракета успешно доставила на орбиту телевизионный спутник DIRECTV 1-R.
Тем временем источник «Интерфакса» в ракетно-космической отрасли предположил, что сбить ракету с правильной траектории могло сильное волнение Тихого океана. По его словам, стабилизирующие двигатели пусковой платформы едва справлялись с качкой, в то время как для успешного пуска необходима полная устойчивость пусковой поверхности: к ней привязано все навигационное и гироскопическое оборудование ракеты и платформы.

Поскольку «Зенит» с самого старта ушел с нужной траектории, по мнению собеседника агентства, можно говорить о том, что системы ракеты сразу определили нештатную ситуацию из-за качки и включили двигатели на увод ракеты от пусковой платформы Odyssey. «Ракета упала в океан, командное судно и плавучий космодром не пострадали», — подытожил представитель ракетно-космической отрасли.

Источник РИА Новости, в свою очередь, указывает на другую возможную причину аварии. «Пятидесятые-шестидесятые секунды — это время прохождения ракетой максимальных аэродинамических нагрузок, и поскольку это время является наиболее трудным с точки зрения управления ракетой, скорее всего, авария произошла из-за сбоя в системе управления, что, в свою очередь, может означать целый комплекс причин. К примеру, либо были выданы неправильные команды, либо команды неправильно выполнялись», — заявил собеседник агентства.

Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в своем твиттере приводит и вовсе иное описание аварии. По словам чиновника, автоматическая команда на отключение двигателей поступила на 20-й секунде полета.

Ракета

Как бы то ни было, но причина аварии, скорее всего, кроется все-таки в самой ракете-носителе. Что именно произошло, предстоит выяснить комиссии, однако сейчас необходимо помнить о двух важных фактах.

Во-первых, в общей сложности ракеты-носители семейства «Зенит-2» запускали 78 раз. Восемь пусков закончились авариями, еще четыре признали частично успешными. Например, 9 ноября 2011 года ракета «Зенит-2SLБ» стартовала с Байконура с российской автоматической межпланетной станцией «Фобос-Грунт» на борту — сама ракета тогда отработала штатно, в отличие от двигательной установки космического аппарата.

Во-вторых, генеральный конструктор КБ «Южное» Станислав Конюхов, комментируя неудачный пуск ракеты с морской платформы еще в 2000 году, заявил тогда, что пять аварий на 34 пуска ракет семейства «Зенит-2» — «нормальная статистика» для ракет такого класса, она лишь свидетельствует об их надежности. И раз программу пусков с тех пор никто не остановил, значит, участников и партнеров Sea Launch все устраивает.

P.S. Видео неудавшегося старта
[youtube][/youtube]
©
Аватара пользователя
Svart Alf
Друг ЦИАН
Друг ЦИАН
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 21.05.2012, 11:41
Откуда: Санкт-Петербург, Курортный район
Контактная информация:

Re: Не взлетим, так поплаваем

Сообщение Svart Alf »

Российские и украинские специалисты локализовали причину неудачного запуска ракеты-носителя «Зенит-3SL» с плавучего космодрома в Тихом океане. Как заявил РИА Новости глава РКК «Энергия» Виталий Лопота, выводы межведомственной комиссии будут представлены в течение недели.

Лопота рассказал, что «все крутится сейчас вокруг блока бортового источника мощности первой ступени», однако какой именно агрегат отказал, еще точно не установлено. При этом он подчеркнул, что все появляющиеся на данный момент в СМИ предполагаемые причины, не более чем «эмоции, предварительные версии».

Лопота также прокомментировал возможность отказа от дальнейшего запуска ракет-носителей типа «Зенит», заявив, что они не будут приостановлены, если «удастся быстро разобраться». «Важно, чтобы не только мы сами разобрались, нужно, чтобы ещё заказчики в это поверили», - добавил глава РКК «Энергия».
©
Ответить